Тутаев
Ваш город Тутаев?
Советы / Карьера
121 822

Увольнение: бояться или планировать

Корректное «Боюсь, нам придется с вами расстаться» или лаконичное «Вы уволены» — как бы ни было озвучено решение начальства о вашем уходе из компании, вас оно вряд ли обрадует. Однако увольнение по инициативе работодателя может иметь множество последствий — от падения самооценки и стресса до удачного трудоустройства и нового карьерного взлета. Стоит ли переживать из-за увольнения и как в такой ситуации не потерять веру в себя?

Чтобы обратить временные сложности в закаливающие процедуры, читайте советы Superjob.ru.

Все, что не убивает нас, делает нас сильнее
Вообще-то увольнения по инициативе работодателя случаются гораздо реже, чем по инициативе работника. Так, по данным Superjob.ru, только 10% увольнений происходят по желанию нанимателя. При этом сотрудников чаще увольняют в небольших компаниях с численностью персонала менее 100 человек (15% по сравнению с 5% на крупных предприятиях, где заняты 5000 человек и более).

Но в жизни и в карьере бывает всякое — вас уволили... Эмоции бьют ключом: не заметили, не оценили... Чуть позже закрадывается мысль: а может, я и в самом деле неважный специалист, раз такое случилось со мной? Гнев постепенно сменяется неуверенностью в себе, самооценка падает, вам все труднее изображать бодрость духа и рассылать резюме, а хороших предложений о работе все нет и нет…

Впрочем, это наиболее мрачный сценарий развития событий. В ваших силах использовать увольнение как своего рода возможность сделать решительный карьерный рывок и изменить профессиональную жизнь к лучшему. Главное — не раскиснуть и найти в себе силы преодолеть кризис. Пусть в этот непростой жизненный период вашим девизом будет известное высказывание Фридриха Ницше: «Все, что не убивает нас, делает нас сильнее».

Прежде всего подумайте: а так ли много вы потеряли? Если руководитель не видит в вас профессионала, стоит ли жалеть о такой работе? Напрягите фантазию и представьте, что было бы с вами, если бы вас не уволили: бесконечные замечания и придирки, постепенное сокращение вашего влияния на принятие решений и тому подобные неприятности. В свете этого ваше нынешнее положение явно более выигрышное: проанализировав случившееся и сделав правильные выводы, вы приобретете драгоценную крупицу опыта и найдете более интересную работу или даже откроете свое дело.

Проанализируйте причины
Чрезвычайно важно понять причины сложившейся ситуации. Их может быть множество: не справились с работой (например, провалили важный для компании проект или систематически не выполняли личный план по продажам), не влились в коллектив, стали жертвой сплетен и интриг, перешли дорогу непосредственному начальнику, совершили должностное преступление и т.д.

Останьтесь наедине с собой и подумайте, что стало причиной в вашем случае. Учитывайте всю имеющуюся у вас информацию и постарайтесь быть максимально объективным — не оправдывайте себя, но и не забывайте о своих сильных сторонах. Обвинили в срыве проекта? Оцените, какова была ваша личная роль в этом событии. Сочли, что вы потеряли интерес к делу? Вспомните, сколько раз в день вы отвлекались на звонки по личным вопросам или соцсети. Сказали, что вы не ладите с коллективом? Задумайтесь, не игнорировали ли вы корпоративы и командные тренинги?

Возможно, после объективного анализа ситуации вы решите, что ваш руководитель был прав, отчасти или полностью. Важно понять, как вы можете использовать это открытие себе во благо, понапрасну не терзаясь муками совести. Если препятствием в работе было недостаточное знание английского, может, пришла пора взяться за него всерьез? Если вы и в самом деле с трудом устанавливаете контакт с людьми, стоит ли опять искать работу секретаря или лучше предпочесть позицию делопроизводителя? Если план по продажам не выполнялся вами из квартала в квартал независимо от объективных причин, может, стоит задуматься о переквалификации?

Замечайте тревожные «звоночки»
Конечно, увольнение — процедура болезненная, а неожиданное увольнение — тем более. Впрочем, таким ли неожиданным было для вас решение руководства? Скорее всего, в последнее время у вас были поводы задуматься о своем положении в офисе, просто вы либо не замечали их, либо не придавали им должного значения.

Эксперты советуют обращать внимание на тревожные «звоночки» — малейшие признаки того, что руководство вами недовольно. Помимо очевидных (замечания, выговоры и т.п.), это сокращение личного общения с вами со стороны начальника, отклонение вашей кандидатуры от участия в перспективных проектах компании, слишком сложные задания с нереальными сроками выполнения, невнимание к вашим предложениям и инициативам. Все это может свидетельствовать о том, что ваша позиция в компании неустойчива.

Конечно, лучше бы вам заметить эти настораживающие признаки до того, как вас попросили написать заявление об уходе или даже уволили по инициативе работодателя. Возможно, тогда вы смогли бы изменить ситуацию или успели найти новую работу. Но даже если увольнение уже состоялось, имеет смысл вспомнить все тревожные «звоночки»: это поможет вам быть начеку в будущем.

Составьте план действий
Проанализировав ситуацию и приняв решение о том, в каком направлении вы будете развиваться дальше, составьте план действий. Лучше всего сделать это письменно: так вы сможете наиболее логично выстроить линию своего поведения. Включите в план не только составление и рассылку резюме, штудирование рекрутинговых порталов и посещение собеседований, но и то, что может помочь вам сделать шаг вперед в профессиональном развитии — например, посещение курсов по интернет-маркетингу, изучение иностранного языка или ежедневное чтение специальной литературы.

Первым пунктом вашего плана вполне может стать отпуск: если обстоятельства позволяют, сделайте небольшую передышку и смените обстановку. Наблюдая восход солнца на берегу моря или радуясь лыжной прогулке в лесу, вы сумеете отвлечься от тяжелых мыслей и набраться сил для нового рывка, будь то поиски работы, открытие своего дела, переквалификация или освоение смежной профессиональной отрасли.

Задействуйте знакомства
Приступая к поискам работы, решите для себя, как вы будете отвечать рекрутерам на вопрос о причинах ухода из предыдущей компании. Заранее сформулируйте приемлемое объяснение, не слишком искажая действительность.

Как известно, критические замечания в адрес бывшего руководства существенно снижают шансы на трудоустройство, поэтому признаний вроде «Меня не ценили, постоянно придирались по мелочам, а потом заставили уволиться» лучше избежать. Но и откровенная ложь неприемлема: помните, рекрутер всегда может поинтересоваться рекомендациями с вашей предыдущей работы.

Кстати, о рекомендациях. Помните, что дать отзыв о вашей работе может не только уволивший вас начальник, но и руководитель с предыдущего места работы, а также коллеги. В поисках работы не забывайте о таком полезном ресурсе, как связи и знакомства. Не стесняйтесь напоминать о себе бывшим однокурсникам и сослуживцам. Не стоит по-приятельски жаловаться им на судьбу — просто сообщите, что вы активно ищете работу и будете благодарны за любое содействие.

Поиски новой работы, переквалификация, свой бизнес — какую бы стезю вы ни избрали, помните старую истину: дорогу осилит идущий. Работайте, не жалейте сил и времени на профессиональное развитие и полезные знакомства — и успех обязательно придет к вам!

Свежие вакансии
Сегодня в 12:59
27 300  36 300 /месяц
Тутаев


Сегодня в 12:20
75 000  100 000 /вахта 45 дней
Тутаев

Сегодня в 11:40
120 000  124 000 /месяц
Тутаев

Сегодня в 10:55
от 150 000 ₽/вахта 30 дней
Тутаев